Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Расколдуем гномов». |
Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР (II год обучения)
Возраст детей: 5 лет
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности дошкольников:
- Методы словесной передачи информации: совместная речевая деятельность
- Методы наглядной передачи информации: наглядный материал
- Методы передачи информации с помощью практической деятельности: практические упражнения
- Методы стимулирования и мотивации: эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха); волевые (прогнозирование будущей деятельности); социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах своей работы);
- Игровой метод (сюрпризный момент, динамическая пауза)
- Методы контроля и самоконтроля: устные, самоконтроль и взаимоконтроль.
Цель: Закрепление полученных знаний
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Активизировать словарь и навыки классификации предметов по изученным темам;
- Совершенствовать практическое употребление согласования числительных с существительными;
- Совершенствовать понимание и практическое употребление прилагательных (антонимов);
- Закрепить навыки согласования существительных с местоимениями;
- Закрепить навыки образования и употребления однокоренных слов от существительных вода, снег;
- Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, с использованием звукобуквенной модели, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, деление на слоги)
Коррекционно-развивающие:
- Совершенствовать фонематический слух, память, внимание, мышление.
- Развивать мелкую и общую моторику, с целью профилактики зрительной координации
Коррекционно-воспитательные:
- Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,
инициативности, ответственности.
Оборудование: картинка «Белоснежка»; гномы-цветы; предметные картинки для проведения дидактических игр; мяч; магниты; картинка дом для проведения звуко-слогового анализа; музыкальная колонка для физкультурной паузы.
Предварительная работа: чтение сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»
Орг. момент:
Л.- Ребята, сегодня я получила письмо от Белоснежки. Злая ведьма заколдовала ее друзей – гномов и превратила их в лесные цветы. Белоснежка просит нас помочь ей. Поможем расколдовать гномов?
Д. – да! (На доске прикреплены цветы разного цвета. С обратной стороны каждого цветка нарисован ГНОМ. Дети выполняют задание, логопед переворачивает цветок – появляется гном.)
Задание 1.(Первый гном.)
Л.- Этот гном очень любит солнышко. Любит загорать, греться на солнце. Но посмотрите, сегодня солнце какое-то печальное, Чего не хватает у солнца?( Не хватает лучей.)
Д. – Лучиков не хватает!
Л. Да, верно. Давайте соберем все солнечные лучи, и солнце вновь будет греть нас своими лучами. Ребята, на каждом лучике по три картинки. Выберите по одному лучику, назовите изображенные на них предметы и назовите их одним словом.
Д. – дети отвечают (Например: апельсин, груша, яблоко – ФРУКТЫ и т.д.)
Л. - Молодцы! Теперь нам будет светло и тепло, и мы легко справимся с другими заданиями. (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
-Вот мы и расколдовали первого гнома!
Задание 2. (Второй гном.)
Л.- Этот гном лесной чудак! Он все делает не так!
Его любимая игра «Наоборот». Давайте сыграем в эту игру и расколдуем второго гномика. Высокий – низкий, холодный – горячий, длинный – короткий, веселый – грустный, чистый – грязный, твердый – мягкий, кислый –сладкий. (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
- Здорово с этим заданием мы тоже справились.
Задание 3. (Третий гном)
Л.- Этот гном немного жадный! Но, уж очень он забавный! Его любимые слова: Мой, мои, моё, моя!
Ребята, сядем на свои места. Перед вами по 2 картинки, поиграем с ними в игру «Жадина»
Д/и «Чей? Чья? Чьи?» (снеговик, санки, снежинка, лед, подарок, варежки, мандарины, Снегурочка, шапка, солнце, лопатка, сосульки) (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
- Молодцы, и с этим заданием мы справились.
Задание 4. (Четвертый гном)
Этот гном – счетовод! Он ведет веселый счет! Всё, что видит, он считает. Ничего не пропускает!
Д/и «Сосчитай от 1 до 5».
Л.- Ребята, картинки также перед вами, Антон, посчитай, пожалуйста, шапки от 1 до 5 (Отвечают 2 – 3 ребенка).
Л.- Замечательно, этого гнома мы тоже расколдовали.
Музыкальная физминутка 5. «Пяточка - носочек» (Пятый гном.)
Этот гномик музыкант,
Носит он смешной колпак,
Всех научит не скучать,
Веселиться и играть!
(Дети под музыку выполняют движения)
Л.- Ребята, чтобы расколдовать этого гномика, нам нужно выполнить правильно все действия.
(Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Задание 6. (Шестой гном)
У него своя игра – Ищет родственные слова! - А к какому слову будем подбирать слова-родственники, отгадайте! Зимой лежал, Весной побежал! (Снег) - А как снег смог побежать? (ответы детей) На доске картинки: снег - снеговик, Снегурочка, снежинка; вода – водопад, водолаз, водяной,
Надо правильно подобрать слова-родственники к слову снег и к слову вода.) Самостоятельно выбирают нужные картинки из общего количества. Затем все вместе проверяем.
-Какие ты подобрал слова-родственники?.... (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Л.- Отлично, остался ещё один гномик
Задание 7. (Седьмой гном)
Л.- Чтобы расколдовать этого гнома, надо собрать правильно картинку и прочитать слово.
Д.- ДОМ
Л.- Правильно. Сколько слогов в слове дом? 1
- Сколько звуков? (3)
- какой первый? Д
- а какой он?
Д. -Согласный, твердый обозначается синим цветом
- какой второй? О
Д.- Гласный
-Какой третий? М
Д.- Согласный, твердый, обозначается синим цветом
Итак, мы с вами разобрали слово ДОМ, Молодцы! ?.... (Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Л.- Вот и последнего гнома мы выручили.
Ребята, давайте вспомним, что мы делали сегодня на занятии?
Д.- помогали гномикам
Л.- А как мы им помогали?
Д.- выполняли задания.
Л.- Ребята, вы сегодня хорошо потрудились, совершили много добрых дел и расколдовали всех гномов. Белоснежка очень рада этому и в знак благодарности приготовила для вас угощение. Спасибо!