Педагогам

Мастер-класс «Использование игровой технологии – логосказка с детьми старшего дошкольного возраста»

Оформить заказ

Мастер-класс

«Использование игровой технологии – логосказка

 с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов  в системе коррекции речевых нарушений с помощью логосказки.

Задачи:

- Закрепить теоретические знания педагогов о логосказках, как средстве коррекции речевых нарушений;

- Углубить и расширить знания по применению приемов автоматизации звука в слове, фонематического слуха, звукового анализа слова;

-Познакомить педагогов с нетрадиционными артикуляционными упражнениями  (с бусиной);

- Повышать творческую активность педагогов в поиске эффективных форм взаимодействия с детьми;

Оборудование: у каждого на столе: зеркало, 6 бусин и шнурок; в пакете 3 бусинки на нитке; в пакете 1 бусина на нитке; коробка с манкой; предметные картинки (кошка, мышка, неваляшка, кукушка, шишка, листья шиповника, листья вишни, листья боярышника, цветок); символы для звукового анализа слова (3 красных, 3 синих, 3 зеленых кружочка); крылья; клей.

Место проведения: ул. Южно – Уральская, 6 (музыкальный зал)

Количество участников: 5 педагогов

Длительность мастер-класса: 30 минут


Ход мастер-класса


Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Я сегодня отправляюсь в путешествие и хочу, чтобы вы поехали со мной. Сейчас я буду называть вещи или предметы, которые возьму с собой, а вы логически поразмыслив, назовите вещь или предмет, который возьмете вы. Если догадаетесь, я возьму вас с собой. В путешествие я возьму майку, мыло, ….

Сегодня я вам представлю мой  мастер – класс на тему «Использование игровой технологии – логосказка с детьми старшего дошкольного возраста»

Когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранялся надолго в памяти и использовался в новых условиях.

Для меня решением этой проблемы стали логосказки.

Основная цель логосказки — всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

  В логосказки легко и органично включаются задания на формирование психофизической сферы детей:

 Психогимнастика (покажи, как рассердился волк, как испугался зайчик, как обрадовалась Машенька и т. д.)

Релаксация (села птичка на веточку, расправила крылышки и стала греться на солнышке);

 Дыхательные и голосовые упражнения, а также упражнения на координацию речи с движением.

Учитывая форму речевых нарушений детей и этап коррекционной работы, я использую следующие виды логосказок:

- артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики);

- пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков);

- фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков);

- лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий);

- сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах);

- сказки, способствующие формированию связной речи.

Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Сказки могут представлять собой как целое занятие, и быть составляющей его частью, а также проводиться в форме дидактической игры.

Логосказка — это интерактивная сказка, так как требует не пассивного созерцания, а активного участия в ходе повествования.

Таким образом, использование логосказок позволяет добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, но и способствует сохранению психофизического здоровья детей, формированию положительного эмоционального состоянии и снижению вероятного переутомления на логопедических занятиях.

А сейчас я хочу вас познакомить с одной из сказок, «Путешествие маленькой гусеницы»

Приготовили руки: (Пальчиковая гимнастика).

  На теплой залитой солнцем полянке, искрящейся блеском утренней росы, жила - была гусеница. (Потираем руки, поглаживаем их, махи руками в разные стороны.)

Гусеница была очень маленькая и неяркая, (Берем по одной бусине и нанизываем на шнурок.)  и все другие гусеницы над ней смеялись. Они говорили, что она тонкая и неуклюжая, и  конечно же, ей никогда не стать такой же хорошенькой, как и они. (Доделали гусеницу).

Однажды над их полянкой пролетала бабочка. Увидела её гусеница и воскликнула: (восхищаемся) «Ах, какая же ты прекрасная, вот бы и мне стать такой же легкой и красивой». Услышали это другие гусеницы и слали изводить малышку пуще прежнего. Совсем житья не стало ей на своей полянке. И задумалась гусеница: (печальное лицо) «Ах, какая же я некрасивая, уползу я отсюда, ведь я всем здесь мешаю». Подумала и поползла. (Возьмите, пожалуйста, бусины из пакета и закрепите на указательные пальцы горизонтально). Долго ползла гусеница по полянке. (Языком будем передвигать бусины, сначала слева направо, потом справа налево. Следим, чтобы подбородок был неподвижен.)

  Молодцы! Иногда гусенице на пути попадались высокие травинки. (Перевернули вертикально и перехватились чуть-чуть ближе. Будем передвигать бусинки вверх языком и пальчиком придерживать. Следить, чтобы подбородок стоял на месте и голова не двигалась.)

А иногда налетал сильный ветер и относил нашу гусеницу далеко-далеко на травинку. (Возьмите одну бусину на нитке губами, сделайте через нос глубокий вдох, губы трубочкой и подуйте на бусину с силой, чтобы она откачнулась как можно дальше.)

А порой наша гусеница попадала в листочки наполненные водой, которые были похожи на большие чаши. (Сделаем язычком чашечку, раскачаем немножко нитку и поймаем чашечкой бусину, работает только язык, подбородок на месте.) Повтор 3-4 раза.

Далеко уползла от своей полянки гусеница и очутилась в песчаной пустыне. (Пододвиньте, пожалуйста, коробки). Но пустыня была не простая, песок в ней был волшебный. Только ступила гусеница на песок, как превратилась во множество мелких картинок. Давайте расставим их около бортика и назовем. (Кукушка, неваляшка). Назовите только те картинки, которые ещё не озвучивали. (Мышка, кошка, шишка). Заплутала в волшебной пустыне кошка, давайте ей поможем добраться до мышки. (Поставьте, пожалуйста, на разные концы коробки картинки кошку и мышку и пальчиком нарисуйте извилистую дорожку от кошки  к мышке). А теперь, чтобы кошка могла добраться быстро до мышки, нам нужна прямая глубокая линия. Поверните нашу коробку так, чтобы вам было удобно, возьмите коктейльные трубочки и подуйте на свою дорожку, сделав ее прямой и глубокой. (Следить, чтобы щеки не надувались, дуем вперед, воздух набираем носиком.) У всех получилась прямая глубокая дорожка?

День был очень жаркий, и решила наша гусеница зарыться в песок, чтобы переждать жару. (Закопайте свои картинки в песок и сделайте небольшие бугорки над каждой из картинок). А теперь скажите, пожалуйста, какая у вас картинка спряталась под третьим бугорком? (шишка). У вас, под вторым? (кукушка). А теперь, давайте проверим? (подуйте на свои бугорки, с помощью трубочки). Все отгадали правильно? Наступал вечер, и нашей гусенице нужно было двигаться дальше. Давайте на песке сделаем ровную поверхность и нарисуем гусеницу. Разложим  на ней картинки, чтобы превратить их снова в гусеницу. (У всех получилось?) Выбралась из пустыни гусеница. И попала она в волшебный лес. Птицы так обрадовались новой гостье, что решили угостить её листьями ягод. Назовите, пожалуйста, какими листьями  угощали гусеницу птицы? (Листьями шиповника, листьями вишни, листьями боярышника) Съела гусеница листья с удовольствием, а когда увидела своё отражение в капельке росы, очень обрадовалась. Потому что она не была уже такой маленькой и невзрачной, как раньше. Гусеница выросла и стала большая и цветная. Скажите, пожалуйста, кто же помог гусенице стать  большой и красивой? Кто угощал её листьями? (Птицы). Правильно. Давайте составим звуковой анализ слова ПТИЦЫ, с помощью фишек и клея на цветочке.

Сколько слогов в слове птицы?  (2)

- Сколько  звуков? (5)

- какой первый звук? П

- а какой он?(Согласный, твердый, глухой обозначается синим цветом)

- какой второй? Т

- какой он? (Согласный, мягкий,  глухой обозначается зеленым цветом)

-Какой третий звук? И (гласный, ударный обозначается красным цветом)

 - Следующий звук? Ц (Согласный, всегда твердый, глухой обозначается синим цветом)

- Хорошо. И самый последний, пятый звук? Ы (Гласный, безударный обозначается красным цветом)

У всех получилось? Вот и мы с вами увидели, какая гусеница стала красивая  и цветная. Поблагодарила гусеница лесных друзей и хотела отправиться дальше, но дорога была длинной и утомительной и она уснула. А когда  проснулась, увидела свое отражение в капельке утренней росы, и обнаружила, что  превратилась в прекрасную бабочку. (Давайте и мы с вами превратим нашу гусеницу в прекрасную бабочку). Приклеим гусенице крылышки. Посмотрите, какие замечательные  бабочки  на цветочке у вас получились. На этом путешествие маленькой гусеницы закончилось.

 К концу подошла и  наша с вами работа на мастер-классе, пришло время подводить итоги. Предлагаю, провести синквейн на тему логосказка (У вас на столах листочки с подсказками, на случай, если вы забыли последовательность синквейна)

Предлагаю прочитать.

Спасибо за участие.

 



Литература

Васькова, О. Ф. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста / О. Ф. Васькова, А. А. Политыкина. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

Громова, О. Е. Инновации – в логопедическую практику / О. Е. Громова.  – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.

Поваляева, М. А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / М. А. Поваляева – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

 

Интернет-ресурс

http://www.logoburg.com/

http://www.logoped-sfera.ru/- «Логопед» — журнал для всех, кто занимается с детьми, имеющими нарушения речи: логопедов, воспитателей ДОУ, медиков и учителей».

mersibo.ru- логопедические игры.