Педагогам

Конспект НОД в группе компенсирующей направленности Тема: « Звук и буква Ш (знакомство)»

Оформить заказ

Группа детей по структуре речевого дефекта: ОНР (III год обучения)

Возраст воспитанников (подготовительная к школе группа 6-7 лет)

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Тип НОД: уточнение приобретенных знаний.

Цель: упражнение в правильном произношении звука в слогах, в словах и предложениях

Коррекционно-образовательные задачи:

- Уточнить артикуляцию звука Ш;

- Закрепить правильное произношение звука Ш;

- Упражнять определять позицию звука «Ш» в словах;

- Продолжать формировать навык звукового анализа

- Познакомить с буквой Ш.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развивать диалогическую речь (умение отвечать на вопросы педагога полным ответом); слухового внимания, общей, тонкой моторики, координации речи с движением;  внимание, память, мышление, мелкую моторику, графические навыки.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

Интеграция образовательных областей:  социально-коммуникативное развитие,  познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Предварительная работа:

артикуляционные упражнения;

дыхательные упражнения;

постановка звука [ш];

игры и упражнения на развитие фонематического слуха;

Планируемый результат: уточнить и закрепить правильную артикуляцию звука Ш, определение позиции звука Ш в словах, продолжать формировать навык звукового анализа слова.

Оборудование:  набор предметных картинок со звуком «ш»,  коробки с буквами, карточки-маркеры позиции звука в слове, тетради логопедических заданий, пеналы, карточка с буквой Ш, магнитики, мольберт.


Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед звонит в колокольчик, дети заходят в группу, встают в круг

Логопед :                   Колокольчик озорной

Ты ребят в кружок построй,

Собрались ребята в круг,

Слева друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, а сейчас я предлагаю немного размяться и настроиться на работу. Закончите предложения, повторяя за мной движения с мячиком  (су – джок):

- Наступила …зима

- Выпал белый …снег

- Деревья стоят…голые

- На улице очень … холодно

- Люди надели … теплую одежду

- Дети катаются … с горки

- Ночь стала … длиннее

- День стал… короче

- Скоро праздник …Новый год

2.Упражнение «Вспомни и ответь».

Логопед: Хорошо, садитесь на свои места. Ребята,  давайте вспомним - на какие две группы делятся речевые звуки?

 Дети: Гласные и соглас¬ные

Логопед: Чем они отличаются?

Дети гласные можно петь, а согласные нет, т.к. есть преграда

Логопед: Каким цветом обозначаются гласные звуки?

Дети: красным цветом

Логопед: Каким цветом обозначаются согласные звуки?

Дети: синим и зеленым цветом

3.Упражнение «Звук „Ш"».

Логопед: Ребята, сейчас работать будут ваши уши. Я  буду называть картинку, а вы  слушайте внимательно. Какой звук вы услышите в каждом слове. И тогда вы сможете угадать, с каким же новым звуком  мы сегодня познакомимся.

Логопед: Правильно! Это звук Ш – при произношении звука Ш губы округлены, зубы заборчиком, немного разомкнуты; язык широкий, чашечкой, за верхними зубами; воздушная струя тёплая (символы).

дети произносят  звук хором и индивидуально.

Логопед: Ребята, давайте посмотрим, где живет звук [ш], и какой он?

Находим звук Ш в ленте букв, знакомимся с характеристикой звука (согласный, твердый, глухой).

На что похожа бука Ш?

4. «Поймай звук Ш»

 Логопед: Дети хлопните в ладоши, когда  услышите звук «Ш» - ш, п, к, ш...; ша, па, ка, шу...; шапка, кот, кошка, ворона, карандаш…

5. Упражнение «Повтори, не ошибись».

Логопед: Ребята, давайте поиграем. Я называю слоги, а вы повторите, не ошибитесь ша-шо-шу; шо-шу-ши; шу-ши-шэ; аш-ош-уш; ош-уш-иш;  аш-ош-уш.

Молодцы!

6. Упражнение «Где звук?»

позиция звука в начале, середине и в конце слова

Логопед: ребята, это задание «Птичка», но на доске. Вы  по очереди выходите к доске, называть картин¬ку, определяя, где слышится звук «Ш» в слове, и прикрепляете магнитик в окошко.

7. Физкультминутка «Кошка»

Вот окошко распахнулось,

(руки в стороны)

Вышла кошка на карниз.

Посмотрела кошка вверх,

Посмотрела кошка вниз,

Вот налево повернулась,

Проводила взглядом мух,

(голова к плечам)

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

8. Упражнение «Наш, наша, наше, наши»

Логопед: Следующее упражнение называть слова со словами наш, наша, наше, наши (Наша каша, наши шашки, наш шалаш и т.д.)

9. Упражнение «Придумай предложение».

Логопед:  молодцы, с этим заданием справились, а теперь давайте придумаем два предложения со словом шашки и кошка. Дети придумывают предложение, два человека выходят к доске и составляют схему предложения.

10. Пальчиковая гимнастика с карандашами «Тишина»

Тихо в доме, спит малыш.

 Под полом скребется мышь,

Если кошечку позвать,

Мышь не будет нам мешать.

11. Работа в тетради логопедических заданий.

Логопед: ребята, посмотрите на доску, как правильно мы будем писать букву Ш. Открываем тетради, приступаем к работе написать большую и маленькую буквы Ш

Буква Ш с тремя шипами —

Не хватай ее руками.

12. Упражнение «Составь схему».

Предложить детям составить слово «каша», «мышата» и звуковой анализ слова.

13.  Итог занятия.

Логопед: Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? Какой он?

Ребята, а сейчас я предлагаю вам оценить занятие. пожалуйста, если вам было скучно на занятии, то поставьте человечка на 1ую ступеньку, если было какое-то трудное задание, с которым вы не справились, поставьте человечка на вторую ступеньку, а если вам занятие понравилось и вы справились со всеми заданиями, вам не было трудно, то поставьте своего человечка на самую верхнюю ступеньку.