Конспект НОД в группе компенсирующей направленности Тема: « Звук и буква Ш (знакомство)» |
Группа детей по структуре речевого дефекта: ОНР (III год обучения)
Возраст воспитанников (подготовительная к школе группа 6-7 лет)
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Тип НОД: уточнение приобретенных знаний.
Цель: упражнение в правильном произношении звука в слогах, в словах и предложениях
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнить артикуляцию звука Ш;
- Закрепить правильное произношение звука Ш;
- Упражнять определять позицию звука «Ш» в словах;
- Продолжать формировать навык звукового анализа
- Познакомить с буквой Ш.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать диалогическую речь (умение отвечать на вопросы педагога полным ответом); слухового внимания, общей, тонкой моторики, координации речи с движением; внимание, память, мышление, мелкую моторику, графические навыки.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.
Интеграция детских видов деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Предварительная работа:
артикуляционные упражнения;
дыхательные упражнения;
постановка звука [ш];
игры и упражнения на развитие фонематического слуха;
Планируемый результат: уточнить и закрепить правильную артикуляцию звука Ш, определение позиции звука Ш в словах, продолжать формировать навык звукового анализа слова.
Оборудование: набор предметных картинок со звуком «ш», коробки с буквами, карточки-маркеры позиции звука в слове, тетради логопедических заданий, пеналы, карточка с буквой Ш, магнитики, мольберт.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед звонит в колокольчик, дети заходят в группу, встают в круг
Логопед : Колокольчик озорной
Ты ребят в кружок построй,
Собрались ребята в круг,
Слева друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, а сейчас я предлагаю немного размяться и настроиться на работу. Закончите предложения, повторяя за мной движения с мячиком (су – джок):
- Наступила …зима
- Выпал белый …снег
- Деревья стоят…голые
- На улице очень … холодно
- Люди надели … теплую одежду
- Дети катаются … с горки
- Ночь стала … длиннее
- День стал… короче
- Скоро праздник …Новый год
2.Упражнение «Вспомни и ответь».
Логопед: Хорошо, садитесь на свои места. Ребята, давайте вспомним - на какие две группы делятся речевые звуки?
Дети: Гласные и соглас¬ные
Логопед: Чем они отличаются?
Дети гласные можно петь, а согласные нет, т.к. есть преграда
Логопед: Каким цветом обозначаются гласные звуки?
Дети: красным цветом
Логопед: Каким цветом обозначаются согласные звуки?
Дети: синим и зеленым цветом
3.Упражнение «Звук „Ш"».
Логопед: Ребята, сейчас работать будут ваши уши. Я буду называть картинку, а вы слушайте внимательно. Какой звук вы услышите в каждом слове. И тогда вы сможете угадать, с каким же новым звуком мы сегодня познакомимся.
Логопед: Правильно! Это звук Ш – при произношении звука Ш губы округлены, зубы заборчиком, немного разомкнуты; язык широкий, чашечкой, за верхними зубами; воздушная струя тёплая (символы).
дети произносят звук хором и индивидуально.
Логопед: Ребята, давайте посмотрим, где живет звук [ш], и какой он?
Находим звук Ш в ленте букв, знакомимся с характеристикой звука (согласный, твердый, глухой).
На что похожа бука Ш?
4. «Поймай звук Ш»
Логопед: Дети хлопните в ладоши, когда услышите звук «Ш» - ш, п, к, ш...; ша, па, ка, шу...; шапка, кот, кошка, ворона, карандаш…
5. Упражнение «Повтори, не ошибись».
Логопед: Ребята, давайте поиграем. Я называю слоги, а вы повторите, не ошибитесь ша-шо-шу; шо-шу-ши; шу-ши-шэ; аш-ош-уш; ош-уш-иш; аш-ош-уш.
Молодцы!
6. Упражнение «Где звук?»
позиция звука в начале, середине и в конце слова
Логопед: ребята, это задание «Птичка», но на доске. Вы по очереди выходите к доске, называть картин¬ку, определяя, где слышится звук «Ш» в слове, и прикрепляете магнитик в окошко.
7. Физкультминутка «Кошка»
Вот окошко распахнулось,
(руки в стороны)
Вышла кошка на карниз.
Посмотрела кошка вверх,
Посмотрела кошка вниз,
Вот налево повернулась,
Проводила взглядом мух,
(голова к плечам)
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.
8. Упражнение «Наш, наша, наше, наши»
Логопед: Следующее упражнение называть слова со словами наш, наша, наше, наши (Наша каша, наши шашки, наш шалаш и т.д.)
9. Упражнение «Придумай предложение».
Логопед: молодцы, с этим заданием справились, а теперь давайте придумаем два предложения со словом шашки и кошка. Дети придумывают предложение, два человека выходят к доске и составляют схему предложения.
10. Пальчиковая гимнастика с карандашами «Тишина»
Тихо в доме, спит малыш.
Под полом скребется мышь,
Если кошечку позвать,
Мышь не будет нам мешать.
11. Работа в тетради логопедических заданий.
Логопед: ребята, посмотрите на доску, как правильно мы будем писать букву Ш. Открываем тетради, приступаем к работе написать большую и маленькую буквы Ш
Буква Ш с тремя шипами —
Не хватай ее руками.
12. Упражнение «Составь схему».
Предложить детям составить слово «каша», «мышата» и звуковой анализ слова.
13. Итог занятия.
Логопед: Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? Какой он?
Ребята, а сейчас я предлагаю вам оценить занятие. пожалуйста, если вам было скучно на занятии, то поставьте человечка на 1ую ступеньку, если было какое-то трудное задание, с которым вы не справились, поставьте человечка на вторую ступеньку, а если вам занятие понравилось и вы справились со всеми заданиями, вам не было трудно, то поставьте своего человечка на самую верхнюю ступеньку.