Конспект непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности Тема: «Новогодняя елочка» |
Группа детей по структуре речевого дефекта: ОНР (III год обучения)
Возраст воспитанников (подготовительная к школе группа 6-7 лет)
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Тип НОД: закрепление ранее приобретенных знаний.
Цель: упражнение в правильном произношении звука в слогах, в словах и предложениях
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнить артикуляцию звука Ш;
- Закрепить правильное произношение звука Ш;
- Продолжать формировать навык звукового анализа
-Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными);
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать диалогическую речь (умение отвечать на вопросы педагога полным ответом); слухового внимания, общей, тонкой моторики, координации речи с движением, ориентировки в пространстве, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое.
Предварительная работа:
артикуляционные упражнения;
дыхательные упражнения;
постановка звука [ш];
игры и упражнения на развитие фонематического слуха;
Оборудование: набор картинок со звуком «ш» , коробки с буквами, схема анализа звука, картинка с 2 дорогами; елочка, набор карточек для игры «4 лишний», морковки для Кроша, шишки, елочные игрушки-картинки.
Ход НОД:
Л. - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебство, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
Посмотрите, кто это?
Д.- Пушистик
Л.- Да, верно, это наш давний знакомый Пушистик. Я сегодня, когда шла в детский сад, встретила его около школы, но он был очень грустный. Его Нюша пригласила в гости украсить Новогоднюю елочку, но чтобы попасть в город Смешариков нужно выполнить задания, а Пушистик один не справится, поэтому и загрустил. Он попросил ему помочь. Поможем ему попасть в город Смешариков?
Д.- Да
1 задание
Л.- Здесь написано. Привет, Пушистик. Меня зовут Нюша, мои близкие друзья Крош, Лосяш, Бараш. А живем мы в городе Смешариков. Догадайся, какой звук тебе будет помогать?
Д.- Звук Ш
Л.- Давайте вспомним, как мы произносим звук Ш
1) артикуляция звука по символам: (дети показывают) Картинка
Д.- губы трубочкой;
зубы заборчиком, немного разомкнуты;
язык широкий, чашечкой, за верхними зубами;
воздушная струя тёплая (символы).
Л.- звук [ш] какой?
2) Характеристика звука
Л.- Характеристику звука Ш скажет …
Д.- Звук Ш согласный, всегда твердый, глухой.
Л.- Верно
3) обозначение буквой
Л.- Нам осталось вспомнить, какой буквой обозначается этот звук, найдите у себя в коробке букву «Ш».
Дети показывают букву Ш
Л.- Молодцы, ребята! Пушистик рад, что обратился именно к вам.
2 задание
4) Речевая гимнастика
Л.- Чтобы было веселей добраться до Нюши и ее друзей, давайте проговорим дружно чистоговорки:
Д.- Ша-ша-ша – дорога хороша
Шу-шу-шу – в гости я спешу
Шо-шо-шо – очень хорошо
Ша-ша-ша – поет моя душа
Яш-яш-яш – ждет меня Лосяш
Ош-ош-ош – ходит где-то Крош
Аш-аш-аш – тут живет Бараш
Л.- Хорошо. Давайте посмотрим, что же дальше предлагает Нюша?
3 задание
Л. - Крош соскучился по сочной и полезной еде, нужно принести ему морковку:
Если услышишь в слове звук [Ш] хлопайте, а я на каждый ваш хлопок отложу морковку Крошу: шапка, миска, кошка, кувшин, каска, шуба, машина, маска, жёлудь, каша, мишка.
Л.- По сколько штук каждый из вас принесет Крошу морковок
Д.- По шесть штук.
4 задание
Л.- В следующую игру очень любит играть Лосяш называется она «4 лишний». У вас на столах карточки, вам нужно назвать только те картинки в названии которых есть звук Ш, а зачеркнуть ту картинку, в названии которой нет звука Ш. Выполняем самостоятельно, думаем, проговариваем каждое слово.
Л.- Проверяем
(каждый ребенок называет слова, в названии которых есть звук Ш)
Л.- Вы успешно справляетесь с заданиями, а для того, чтобы двигаться дальше, Нюша предлагает вам немного отдохнуть.
5 Физминутка
Белый бант в косе у Нюши (повороты вправо-влево, руки на поясе)
Будет прыгать вместе с ней (прыжки на месте),
Потому что на зарядку (наклоны вправо-влево)
Позвала она друзей (правая рука на левое плечо, а левая — на правое).
Нюша любит упражненья (обняв себя руками, повернуться вправо-влево)
Для поднятья настроенья (хлопки в ладоши над головой)!
6 задание
Л.- Ребята! Нюша указала дорогу, как быстро добраться Пушистику до елочки. Ой, ребята, а дороги, то 2. По какой же мы отправимся? (разговор с Пушистиком) Ребята, мне Пушистик, сказал, что Нюша давно мечтала о мышке. Давайте попробуем выложить в коробках слово мышка.
Л.- Сколько слогов в слове мышка?
Д.- 2
Л.- Какой первый звук?
Д.- М
Л.- Какой второй?
Д.- Ы
Л.- Следующий?
Д.- Ш
Л.- После Ш какой звук?
Д.- К
Л.- И последний?
Д.- А
Л.- Сколько звуков в слове?
Д.- 5
Л.- Составляем звуковой анализ слова.
Итак, по какой дорожке мы пойдем?
По верхней или по нижней?
Д.- По нижней.
7 задание
Л.- А чтобы пройти по этой дорожке, вам нужно собрать все шишки.
Д.- Одна шишка
Д.- Две шишки
Д.- Три шишки
Д.- Четыре шишки
Д.- Пять шишек.
Л.- Молодцы ребята! Вот мы дошли до города Смешариков. Посмотрите какая тут красивая новогодняя елка ждет Пушистика. А чего не хватает на елочке?
Д.- Игрушек
Л.- Верно. А вы любите украшать елку?
Д.- Да
Л.- Давайте, спросим у Пушистика, можно ли ему помочь украсить елочку?
Он сказал ДА
8 задание
Л.- Вот коробка с игрушками
Я украшу елочку хлопушкой
Д.- Я украшу елочку мишкой
Д.- Я украшу елочку шишкой
Д.- Я украшу елочку шапкой
Д.- Я украшу елочку матрешкой
Д.- Я украшу елочку шоколадкой
Д.- Я украшу елочку сушкой
Л.- Пушистик, посмотри, как красиво наши ребята украсили елку.
Отлично, вы справились с заданиями. Молодцы!
Какой звук помогал нам сегодня?
Д.- Звук Ш
Л.- Пушистик спрашивает, не трудно ли вам было помогать ему? Выберите смайлик с таким настроением, с каким вы помогали Пушистику.
(дети крепят шарики на доску)
За то, что вы ему помогли, Пушистик дарит вам подарок.