Из опыта работы: «Использование игровых методов и приемов по формированию лексико-грамматических категорий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР» |
У детей с ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил. В логопедической работе важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей развитию речевого общения. Всем нам эти игры хорошо знакомы, но хотелось заинтересовать детей еще больше, в качестве эффективного средства по совершенствованию лексико-грамматических категорий у дошкольников, на мой взгляд, являются «Серия игр с фонариком» они заинтересовали как меня, так и детей (даже не знаю кого больше)
Фонарик – это не игрушка, а тем не менее любой ребенок будет счастлив такому предмету. Ведь это будто маленький сюрприз, которого всегда так ждут дети. Игры с фонариком – самый доступный и самый зрелищный вид занятий с дошкольниками. Это настоящая магия и волшебство. Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на такую игру. Процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов, и еще много каких педагогических задач можно с интересом решать при помощи этой серии игр.
Автором «Игр с фонариком» является Коняхина Наталья Анатольевна город Обнинск, которая выкладывает свои авторские пособия в социальной сети в контакте (ВК) с хештегом #занятияКоняхиной (https://vk.com/club152635295) для детей с особыми потребностями для бесплатного распространения. Идея использовать фонарик в качестве подсветки с обратной стороны картинки оказалась просто волшебной!
Представляемые игры можно использовать:
• На групповых занятиях, при изучении лексического материала;
• Во время индивидуальной работы при коррекции звукопроизношения;
• При решении математических задач;
• При работе над грамматическими категориями;
• В подгрупповой и индивидуальной работе с детьми во второй половине дня воспитателем (игры можно подобрать для всех возрастов);
• В совместной работе детей и родителей дома по заданию логопеда.
Дети по очереди освещают карточки по лексическим темам фонариком, и начинается самое интересное. С помощью фонарика ребята чувствуют себя настоящими фокусниками, ведь они обладают «рентгеновским зрением», и могут легко определить какие морские обитатели спрятались в морской глубине, кого не видно за забором или кого поймали дети, «Включи свет»и увидишь ,что изменилось в комнате, что находится в животике у прожорливого хомячка овощи или фрукты? «Кого везет пони,"Что лишнее в холодильнике?» Всё это дети с удовольствием рассматривают и с нетерпением ждут следующее занятие.
Для изготовления этих игр необходимо: распечатать листы, карточку с изображением предмета помещаем за фоновую карточку, склеиваем между собой, для долговечности можно заламинировать. Затем подносим к карточке фонарик с обратной стороны и видно изображение предмета.
Использование «Серии игр с фонариком», а также дидактических игр в работе, позволяет повысить качество коррекционной работы, замотивировать детей на совместную игру на занятиях, улучшить концентрацию внимания. Целенаправленное комплексное взаимодействие воспитателей, учителя-логопеда и родителей с использованием таких игровых методов и приемов, способствует устранению у детей, имеющих трудности при усвоении системы родного языка.
Следовательно, использование игровых методов и приемов, а также современных методов и упражнений, направленных на расширение активного словаря, развитие навыка словоизменения и словообразования, успешно влияют на процесс формирования лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.