Новости

Использование коврографа "Ларчик" В.В. Воскобовича в развитии позновательных способностей у детей дошкольного возраста

Мастер класс для педагогов на тему:

«Использование Коврографа «Ларчик» В.В.Воскобовича в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста »

Цель: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов посредством использования коврографа «Ларчик» В.В.Воскобовича

Задачи:

- познакомить педагогов с коврографом «Ларчик» В. В. Воскобовича, их особенностями, формами и методами работы с играми.

      - заинтересовать педагогов в  применении полученных знаний в своей педагогической деятельности;

- развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов;                            

Оборудование:

Игровой комплекс - коврограф «Ларчик» (В.В.Воскобович).


Ход мастер-класса.


Уважаемые педагоги,  сегодня  я вас познакомлю с наиболее эффективным средством для интеллектуального развития детей дошкольного возраста - игровой технологией Вячеслава Вадимовича Воскобовича коврографом «Ларчик».

Коврограф «Ларчик» - это уникальный материал для всестороннего развития ребенка. Предназначен для детей от 3 – 10 лет, также используется для детей с ограниченными возможностями.

Инклюзивные тенденции в Российском образовании ставят перед педагогами и администрацией образовательных организаций сложную задачу: организовать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы способствовала развитию детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья. В этом плане игровой комплекс коврограф «Ларчик», выполняет данную задачу.

Рассматриваемая авторская технология интегрирует сразу несколько «классических технологий»: развивающее обучение, игровые технологии, элементы ТРИЗ, элементы проблемного  метода обучения, обучение в сотрудничестве, ИКТ.

С данным пособием могут использоваться различные игровые ситуации для детей дошкольного возраста по  всем образовательным областям ФГОС. Разделение игровых ситуаций на отдельные блоки условное, т. к. в каждой игровой ситуации прослеживается интеграция всех пяти  образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.

В процессе игры (занятия), коврограф превращается в волшебную поляну, на которой происходят различные чудеса. Благодаря сказкам у детей развивается фантазия, воображение, развитие связной речи, обогащается словарный запас, пособие способствует сенсорному развитию, развитию психических процессов (память, внимание, мышление)

Коврограф изготовлен из ковролина, имеет   разметку на 100 клеток, размером 10*10см, которая разделяет поле на 4 пространственные области: лев.верх, пр.верх, лев.ниж, пр.ниж. В центре игрового поля находится «колодец». Слева расположено дополнительное поле для размещения съемных элементов комплекса.  Называется это полотно «ковровая поляна».

 Слон довольно крупное животное, коврограф ларчик весьма внушительное пособие. Кому как не слону, его нести. Слон  ЛИП ЛИП - это хранитель коврографа. К коврографу  ларчик  все хорошо липнет, а прилеплять это страстное увлечение слона, поэтому его так и назвали ЛИП-ЛИП. (У слоника такая же страсть, но он маленький, и как у всех малышей, не всегда  у него все получается приклеплять, бывают и «ляпы» оттого и зовут его Ляп-ляп. Эти герои любят яркие впечатления, приглашать поиграть к себе гостей)

На ковровой поляне  дети знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Учатся ориентироваться на плоскости. В этом им помогают пространственные карточки: ЛЕВ, ПАВЛИН, ПОНИ, ЛАНЬ. Все манипуляции с карточками рассказываются в виде сказки. (Когда звери были маленькие, они жили вместе на одной большой территории,   а затем они выросли, и пришло время поделить большую территорию на части, вот они ее поделили на равные части, и стали жить каждый на своей территории.  Ровно посерединке они построили  колодец. Что бы каждое животное могло утолить там жажду, напиться из этого колодца). Дети легко запоминают зрительное расположение животных и им легко в дальнейшем ориентироваться в пространстве.

Игра: создай симметрию – следы льва симметричны следам павлина. Расставляем точки.

Разноцветные квадраты и Радужные гномы.

Также в коврографе есть разноцветные квадраты их много - квадрат красный …… - квадраты всех цветов радуги. Эти квадраты помогают знакомить ребенка с хроматическими цветами их 7 цветов

И ахроматическими цветами - это серый черный и белый квадрат, также квадраты помогают закрепить ребенку цвет. И могут выступать, как цветовые модели.  

Также есть разноцветные гномы, их имена соответствует их цвету, их зовут не обычно -  красного гнома зовут КОХЛЕ,  оранжевого…

Они учувствуют в познавательном развитии ребенка (также, когда ребенок играет с этими гномами, он лучше запоминает цвет  и у него цвет соответствует с образом  гнома)  

ИГРА: На Полянку вышли гномы.

Давайте вспомним их имена. Гном Кохле стоит первым, Охле – вторым и т. д. Кто стоит между Желе и Геле? Сколько гномов помещается между Охле и Фи? Какой гном стоит шестым (вторым, третьим, четвёртым)?

"Угощение для гномов"

Слоненок Ляп собрался в гости к гному Кохле, Охле, Селе он стал собирать конфеты (разноцветные кружки) по коробочкам (или мешочкам) : красные конфеты в красный , синие – в синий и т.д.  

Сложная наука математика: цифры, числа, счет… Но если на помощь придут забавные зверята-цифрята, математика превратится в увлекательную игру под названием «Цифроцирк» Цель: знакомить детей с цифрами и числами натурального ряда; развитие произвольной памяти.

Итак, ребята! Перед вами зверята – цифрята. Они выступают на арене сказочного Цифроцирка. Сейчас и вы с ними познакомитесь.

Ёжик Единичка – наездник

Зайка Двойка – укротитель диких зверей

Мышка Тройка – воздушная гимнастка

Крыска Четвёрка – силачка

Пёс Пятёрка – жонглёр

Кот Шестёрка – акробат

Крокодил Семёрка – канатоходец

Обезьяна Восьмёрка – заклинательница змей

Лиса Девятка – фокусница.

А самый главный в Цифроцирке – маг по имени МагНолик. Он же директор Цифроцирка. Для начала запомните имена всех артистов … и добро пожаловать в Цифроцирк.

Игра «Угадай, кто»

Цель:  знакомство детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа;  развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, речи.

 Магнолик хлопает в ладоши, и на арене Цифроцирка появляются артисты. Педагог хлопает в ладоши, а ребёнок по количеству хлопков определяет цифру и находит артиста. Сосчитай хлопки, покажи цифру и назови героя.

Игра «Поздравь друзей»

Вас на день рождения пригласили друзья, посмотрите кто вас пригласил? Пес и кот. Вас, …, пригласил кот, с какой цифрой он дружит? А вас, …, пес, с какой цифрой он дружит?

Кот попросил зайти к желе, он должен передать коту коробочку с конфетами - две конфеты красного цвета, а остальные голубого,  но конфет должно быть столько с какой цифрой дружит твой друг.

Пес попросил зайти к Селе, с каким цветом дружит селе? Верно. Но  конфеты, он упаковал в коробочку Кохле – две желтые конфетки, а остальные синие, конфет должно быть столько с какой цифрой дружит твой друг. Подарите, подарки. Тут прилетела жадная ворона, и кричит мне мало, мало! Найдите этот знак. В какой коробочке конфет больше? У кота.

Игры с забавными цифрами позволяют знакомить детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа. Усвоение счета и отсчета в пределах десяти. Развивают психические процессы: произвольной памяти; операций логического мышления (умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, объединять); воображения, речь .

  Чтение, запоминание букв, различие гласных и согласных может превратиться в настоящее мучение для ребенка, если не постараться превратить занятие в игру. В этом нам помогут забавные буквы из «Буквоцирка». Цель: знакомство с гласными буквами; развитие внимания, произвольной памяти.

В цирке снова представление всем на удивление, на этот раз с шутами – акробатами, весёлыми буквятами. Дети, на этот раз мы с вами попали в Буквоцирк.

Игра «Парад – алле».

Под звуки марша, под свет синих прожекторов выходят друг за другом на арену акробаты. Они поют весёлую песенку без слов. Арлекин тянет: «А-аа», Орлекин – «О-о-о», Урлекин –«У-у-у», Ырлекин – «Ы-ы-ы», Эрлекин – «Э-э-э».

«Песенка друзей»

Загораются зелёные прожекторы, и на арене появляются ещё пять артистов. Они поют Я-Ё-Ю-И-Е. Как зовут этих шутов-акробатов?

В комплекте есть разноцветные веревочки, которые легко прилепляются к коврографу  так же из них можно делать аппликацию можно построить геометрическую фигуру.

Игра «День рождения у Слоненка»

Задачи: формирование стремления радовать окружающих хорошими поступками; развитие творчества и инициативы умение доводить начатое дело до конца.

Сегодня у Слоника день рождения. День подходит к концу, но он так и не получил подарка. Устроим Ляп-ляпу праздник и подарим подарки (что можно подарить слонику, выложите свой подарок на ковровой полянке с помощью цветных веревочек. Конфета, шарик, цветок, машинка, торт)

Круговерт и стрелочка

Используется для начертания кругов.

Вспомогательные элементы: касса, кармашки, зажимы, знаки отрицания.

В основе методики Воскобовича лежит принцип: интерес – познание – творчество.  Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Игру всегда сопровождает сказка.

Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность. Игра интегрирует, мобилизует внимание ребенка, его интерес, втягивая ребенка в процесс решения. Он образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения.

Пособия Воскобовича  довольно гибкие, они дают возможность проявить фантазию или выбрать подходящий Вам способ обучения.

Детям нужно давать работать с данными игровыми пособиями без задания, самостоятельно по замыслу, это поспособствует изучению детьми игрового материала и в последствии, более быстрого ориентирования в картинках, кружочках, ленточках и пр. при игровых заданиях взрослого.