Новости

Фестиваль педагогических идей "Использование современных практик в работе учителя-логопеда"

Мастер класс для педагогов на тему:

«Коврограф «Ларчик», как эффективная технология в преодолении

ОНР у дошкольников»


Цель: повышения профессионального мастерства педагогов в процессе активного взаимодействия по использованию развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательной деятельности ДОУ.

Задачи:

- повысить мотивацию педагогов к использованию развивающих игр в образовательной деятельности ДОУ;

- показать практическую значимость игрового комплекса «Коврограф Ларчик»;

- развитие творческой активности педагогов.


Ход мастер-класса

Здравстуйте, уважаемые коллеги, Вашему вниманию представляю мастер-класс на тему: «Коврограф «Ларчик», как эффективная технология в преодолении

ОНР у дошкольников»

 В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Очень актуальным становится применение в педагогическом процессе развивающих игр. Данный подход эффективно отражён в игровом пособии  коврограф «Ларчик» Вячеслава Вадимовича Воскобовича.

Новый виток работы с данным пособием начался осенью 2023г., когда нам в группу был закуплен коврограф «Ларчик». Воспитанники с любопытством изучали данное оборудование, учились работать с различным наполнением. Главный ключ успеха - это простота крепления материала. Дети выстраивали различные башни и дорожки из геометрических фигур, рыб и цветы из разноцветных лент и кружочков, дальше работа стала расширяться, охватывать всё больше областей знаний.

Дополнив развивающую среду нашей группы данным игровым комплексом, мы получили ключ к решению многих образовательных задач. Из практического опыта хочется отметить, что хорошую базу для проведения образовательного процесса даёт коврограф по речевому развитию детей, имеющих ТНР. Он позволяет активизировать речь ребенка, расширяет словарный запас, знакомит детей с элементарными направлениями, описаниями. Есть возможность моделировать буквы с помощью верёвочных сказок, учить составлять и читать слоги, целые слова. Согласные буквы есть в двух цветах - синий и зелёный, то есть можно наглядно демонстрировать твердость и мягкость звуков. Гласные буквы обозначены красным цветом. Это очень удобно при проведении звукового анализа слова на занятиях по обучению грамоте.  Перед вами несколько упражнений, с которыми вы все знакомы, мы их перенесли с доски на коврограф

1. «Азбука Морзе»  развитие темпо - ритмической стороны речи На коврограф прикрепляются различные по размеру фигуры в определенной последовательности. Ребенок отхлопывает ритм.

2. «Выложи букву» (Развитие памяти, зрительного восприятия, ручного праксиса).

Ребенок при помощи лент-липучек выкладывает буквы, что помогает ему запомнить буквы, их графический образ.

2А. «Превращения» Детям предлагается из лент-липучек сделать букву П. Затем можно попросить ее переделать в Г, О и т. д.

3. «Звуковые дорожки». (закрепление правильного произношения звуков) На коврограф, например, при постановке звука Ж нужны цветок, пчела и улей, к улику ведет дорожка лента, проводя пчелку из улика к цветку, ребенок произносит звук.

4. «В гости к звуку». учить составлять и читать слоги На коврограф, например, при постановке звука С вывешиваются снежинка, дует ветерок слышим звук С, снежинка летит к звуку А, получился слог СА и т. д.

5. «Разложи слова на звуки» Упражнять детей делить слова на звуки На ковре картинки, под картинкой ребенок составляет слово в соответствии звукобуквенного разбора МАК, ПОНИ

6.Развитие фонематического слуха. На коврографе расположены карточки с картинками сходными по звучанию. С помощью контактной ленты ребёнок соединяет картинки.


Подстраиваясь под интересы детей на первый план, с учётом возрастных особенностей воспитанников, выходит  знакомство с окружающим миром.  А с помощью верёвочных сказок создается фон, который задает тему занятия.

7. Например, однажды, прекрасным летним днем, братья-гномы Желе и Зеле гуляли по лесу. Вдруг они услышали: «ж-ж-ж» Звук доносился с дерева. Гномам стало интересно, кто же издает такой звук. Они подошли поближе и увидели жука. Так получилась буква «Ж»

Вдруг налетела туча и пошел дождь. Стали братья искать укрытие и увидели две палочки, прислонили их друг к другу и получился шалаш. Так получилась буква «Л».

 Видят гномы, что не поместится им вдвоем в шалаше. Тогда они нашли еще две палочки, построили еще один шалаш и поставили его рядом с первым шалашом. Теперь гномы могли переждать дождь. Так получилась буква «М»

Сюжет заданий может быть различным. Основа - это проблема, изложенная ребенку в доступной форме. Большой отклик у детей вызывает введение персонажа, которому необходима помощь. Тогда задания и ход его выполнения ярче запоминается ребенком. Наши дети, например, по истечении  некоторого времени, вспоминают, как они помогали белочке считать орешки или маме собирать урожай. При этом они очень хорошо помнят, что нужно было сделать, как с этим справлялись. Ну и, конечно же – это положительные эмоции от значимости своих усилий в достижении результатов.

Здесь без творческого подхода педагога не обойтись, но как только какой-то сюжет начинает появляться, дети сразу увлечённо смотрят, с каждым новым появившимся элементом, новым завитком верёвочки, они пытаются догадаться, какая же тема будет обозначена, и конечно, финальные штрихи всегда остаются за нашими воспитанниками. Именно они дополняют изображение таким образом, чтобы оно было ближе к их детскому восприятию.

Главное - это фантазия и творчество. И не секрет, что материал для запоминания детям с ТНР приходится повторять многократно. Наглядность и расположение материала перед глазами детей облегчает этот процесс.

Игры «Кто где?»,  «Какой, какая, какое?»,  «Чего не стало?»,  «Лабиринты»,  «Сколько» и т. д. +  использование различных картинок, их трансформируемость позволяет отрабатывать различные лексико-грамматические категории.

Дети играют не только под руководством педагога, но и самостоятельно. Одни спрашивают, показывая на карточку, другие ребята пытаются вспомнить название. И, конечно же, им нравится мобильность представленного материала: они сортируют, расставляют, меняют местами, исключают и дополняют. А ведь это всё логические операции.

8. Следующее, на чем я хотела остановиться, это игра-ходилка на коврографе «Ларчик», благодаря этой игре дети в легкой, непринужденной форме осваивают и тренируют навыки, поэтому, на мой взгляд, это идеально для занятия.

 Давайте рассмотрим игру-ходилку,  которую я  приготовила сегодня, но они, конечно же, могут быть разными.

  Итак, начинаем со старта (старт у нас находится у Лани, т.е. в левом нижнем углу) и двигаемся по рядам вверх, ряд за рядом. Выигрывает тот, кто первый дойдет до финиша (финиш в левом верхнем углу, у Льва).

Правила игры (повторяться нельзя):

- если ребенку выпал листочек – он называет дерево (+лист с этого дерева),

- если ребенок бросая кубик встал на квадратик с животным – он называет животное (+детеныша),

- рыба – любую рыбу,

- цветок – называет  цветок,

- птица – называет зимующую или перелетную птицу (в начале игры это все обговаривается)

- есть еще и ловушки (знак запрета)- это пропуск хода

- если + - дополнительный ход,

-еще в игре обязательно должны быть предметы, которые помогают двигаться вперед или скатываться назад – у меня это горка (скатываемся на один ряд ниже и плюхаемся в лужу), лужа (плюхаемся в лужу) и ракета (взлетаем через 2 ряда), самолет (взлетаем на 1 ряд вверх) – эти предметы  обеспечивают азарт 100%

- цветной квадрат – ребенок называет любой предмет  определенного цвета (н-р, синее море, красный мак),

- выпала буква – называет слово на эту букву, при этом обращает внимание, какая она гл. или согл. тв. или мяг.,

-клетки с точками цифрами – ребенок может перейти вперед на определенное количество шагов, в том случае, если правильно сложит значение своего, только что брошенного кубика и данного числа (н-р, мне выпало 2, сделав ход  я встала на цифру 3, складываю 2+3=5, я правильно посчитала, поэтому я продвигаюсь еще на 3 шага вперед) или вспомнить любой предмет и посчитать до того числа, которое выпало.

А вообще и ловушки, и задания в этой игре могут быть самыми разными, в зависимости оттого, что вам нужно на данный момент отработать или изучить. Самое замечательное, что это не стационарная игра-ходилка, (в которой  одно и тоже поле мы видим каждый раз). На коврографе «Ларчик» поле каждый раз новое, отсюда огромный плюс – это каждый раз новая игра. Дети каждую новую игру исследуют что-то новое, поднимаются вверх по-новому, падают вниз по-новому – это обеспечивает не ослабевающий интерес ребенка. А в процессе игры он не заметит,  как освоил звуки, как научился считать, потому что это ему будет совсем не в тягость.

А сейчас я предлагаю вам, коллеги, создать свою игру-ходилку на большом коврографе «Ларчик»…


Пособия Воскобовича довольно гибкие, они дают возможность проявить фантазию или выбрать подходящий вам способ обучения.

  И в заключение, уважаемые коллеги, прошу вас высказать  свое отношение, к проведенному мастер- классу и к технологии В.В. Воскобовича в целом. Поставьте цветную точку в выбранный сектор на коврографе.

Лев – технологию уже использую в работе, знаю игры хорошо.

Лань – больше эмоций, чем мыслей, надо все обдумать, возможно буду использовать технологию.

Павлин – технологию уже использую, но необходимо расширять свои знания.

Пони – очень интересная технология, обязательно буду использовать в своей практике.

Спасибо за участие в мастер-классе, за творчество и позитивный настрой.